Вытегра подводная лодка музей

музей лодки вытегра

И вот наступил апрель месяц, стали собираться в очередной раз на весенне-летний-осенний период отдыха в Вологодскую область. Расстояние на машине до Вытегры преодолели за пару дней из Мурманска, с ночевкой в гостинице города Медвежьегорска. В город Вытегра Вологодской области приехали около двух часов дня.

Погода в Вытегре в начале апреля благоприятствовала нашему начинанию: солнечная и относительно теплая для этого времени года. Карта города Вытегра в навигаторе помогла сориентироваться на месте и по разбитой, после зимы, дороге поехали смотреть подводную лодку.

Некоторые исторические сведения о городе Вытегра

Население города Вытегра в настоящее время составляет чуть более 10 тыс. человек и здесь находится музей подводной лодки! Город Вытегра дал России пять адмиралов, один из них, Рудницкий Михаил Алексеевич, был главным конструктором проектов подводных лодок типа «К» и в восемнадцатом-девятнадцатом веках являлся важнейшей перевалочной базой товаров между Балтикой и городами волжского бассейна страны.

В период с 1779 — 1810 годы в окрестностях этого поселения был прорыт канал с 19 шлюзами, соединяющий акваторию Онежское озеро с Белым озером, который принадлежит бассейну реки Волга. Эта водная система получила название «Мариинская» в честь императрицы Марии Фёдоровны, которая позволила водным путём напрямую соединить Санкт-Петербург и северо-западные районы страны с городами центральной России и Поволжья.

Город Вытегра с этого момента стал бурно развиваться: строились склады, красильные лавки, небольшие кирпичные и свечные заводы, были созданы полотняно-парусные лавки, заложена судоверфь. Предполагалось даже город Вытегра сделать центром управления Олонецкой губернией.

Так продолжалось до 1887 года, когда был параллельно построен Ново-Мариинский канал всего с двумя шлюзами, северо-восточнее старого, длиной около 10 км, в обход бассейна Маткозеро. Шлюзы стали более крупными по габаритам, что позволило принимать суда с увеличенной грузоподъемностью, чем прежде.

К началу двадцатого века значение города Вытегра как перевалочной базы стало угасать в связи с постройкой Ново-Мариинского канала и бурным развитием железнодорожного сообщения между городами страны. Предприятия закрывались, население в поисках работы покидало город и вскоре Вытегра незаметно стала обычным тихим провинциальным городком.

В период Великой Отечественной войны в городе Вытегра дислоцировалась главная база управления Онежской военной флотилией, которая оказала неоценимую роль в защите от немецко-финских захватчиков Онежского озера. Это озеро имело важнейшее военно-стратегическое значение по контролю за тремя основными водными путями Советского союза.

Потеря Вытегры открывала врагу проход на реку Волга с помощью шлюзов Мариинской водной системы, а по руслу реки Свирь и Ладожского озера прямой путь на Ленинград и акваторию Балтийского моря, а также выход к населенному пункту Повенец и через Беломоро-Балтийский канал открывался непосредственно путь в Белое море.

Это намного бы осложнило положение наших войск в Заполярье и Северного флота, а также позволило бы прекратить активное существование Балтийского флота Советского Союза. Но дальше западного побережья прифронтового Онежского озера противник не прошёл, в чем немалая заслуга Онежской военной флотилии.

Так как же подводная дизель-электрическая лодка Б-440 попала в город Вытегра?

Вероятно этому способствовал один из уроженцев города Вытегра в чине адмирала и, конечно, не без участия администрации Вологодской области, в частности бывшего губернатора Позгалева В.Е., которая выделила соответствующие средства для переоборудования списанной лодки в музей.

Некоторые исторические сведения о подводной лодке Б-440

Подводная дизель-электрическая подводная лодка Б-440 заложена была на стапелях Ленинградского Ново-Адмиралтейского судостроительного завода в 1969 году, далее была успешно спущена на гладь воды в конце сентября 1970 года для эксплуатационных испытаний. После ходовых испытаний в начале января 1971 года передана в одно из соединений Краснознаменного Северного флота.

В экспозиции музея лодки Б-440 имеется плакат с краткой информацией о ней, послужном списке и тактико-техническими данными. Смотрим и знакомимся с большой дизель-электрической лодкой Б-440 проекта 641.

данные лодки

Подводная лодка Б-440 классификационно относится к проекту лодок серии 641 — это модернизация проекта 611 с целью улучшения мореходных качеств корпуса лодки в надводном положении, обновления дизелей и торпед, увеличение длительности пребывания в автономном подводном положении, новое гидроакустическое и радиолокационное оборудование, улучшения условий жизни личного состава.

Дизель-электрические подводные лодки, относящиеся к данному проекту, показали неплохие эксплуатационно-тактические результаты и были признаны наиболее удачными этого типа подводными лодками в мире. Главный конструктор данного модернизированного проекта 641 — Зосима Александрович Дерибин. Всего было построено их 75 единиц, при этом 17 единиц были проданы в зарубежные страны.

В 1998-м году наша подводная лодка под литерой Б-440 была выведена согласно приказу из боевого состава флота и ожидала конечной участи — утилизации. Однако, во второй половине судьбоносного 2003 года было неожиданно принято новое решение — переделать лодку под литерой Б-440 в «Музей подводного флота» для установки в городе Вытегра.

Подводная лодка Б-440 с 2003 — 2005 годы находилась на Кронштадтском морском заводе, где проводились работы по ее реконструкции под музей. Осенью 2005 года лодку Б-440 установили на понтоны и по акваториям Балтийского моря и рек Нева — Свирь, далее Ладожского и Онежского озер доставили в Вытегорское водохранилище, где лодка окончательно была пришвартована вблизи невзрачного речного вокзала небольшого города Вытегра.

Музей «Подводная лодка под литерой Б-440» 10 декабря 2005 года открыл свои двери для посетителей.

Адрес нахождения музея: 162900, Россия, Вологодская область, г. Вытегра, ул. Комсомольская, дом 15А.

Время работы музея:

  • в летний период года (июнь — август) — с 9:00 до 19:00 без выходных;
  • в другие периоды года (сентябрь — май) — с 9:00 до 17:00, выходные дни: воскресенье, понедельник.

Стоимость разового посещения музея подводной лодки Б-440 в городе Вытегре по состоянию на 2019 год следующая:

стоимость посещения

Контакты: +7-921-235-48-28; +7-81746-2-67-29.

Посещение музея большой дизель-электрической подводной лодки Б-440

Теперь можно приступить к осмотру музея. Подводная лодка Б-440 установлена на понтоны для удобства ее посещения экскурсантами. Для прохода посетителей ниже штатной ватерлинии подводной лодки были вырезаны два входа: в кормовом и носовом отсеках.

Подводная лодка разделена прочными герметичными переборками на семь отсеков, штатно личный состав перемещался между отсеками, используя герметичные переборочные люки. Для удобства перемещения посетителей по отсекам лодки, в переборках отсеков были вырезаны проходы в полный рост человека.

Осмотр лодки-музея начинается со входа в носовой первый отсек. Справа от входа видим шесть торпедных аппаратов, обозначенных красными большими звёздами на их крышках, из которых можно было выполнять боевую стрельбу с глубины до 80 м, здесь же находятся приборы наведения на цель, а также посты управления торпедной атакой и носовыми горизонтальными рулями.

первый отсек

Тут же располагаются стеллажи для торпед и мин, манипуляторы для их погрузки. Боезапас штатно составлял 22 торпеды калибра 533 мм или 32 мины. Немного в стороне находится трап для спуска на нижнюю палубу второго жилого отсека. В штатном состоянии здесь находили приют аккумуляторные батареи со значительно увеличенной емкостью в количестве 224 единиц.

В настоящий период на нижних палубах отсеков располагаются следующие тематические экспозиции музея:

  • история создания и строительства подводного флота России;
  • история дальних походов по боевому дежурству подводной лодки Б-440;
  • большая карта мира с отметками на ней, где находятся аналогичные по тематике музеи;
  • коллекция сигнальных фонарей различных эпох, а также присутствует горн, используемый при тумане;
  • коллекция образцов российской военной формы моряков;
  • экспозиция посвящённая годам Великой Отечественной войны на западной части территории Вытегорского района с реальными архивными документами и образцами вооружения, а также экипировки солдат враждующих сторон.

экспозиции музея лодки

Осмотрев интересные и красочные экспозиции возвращаемся назад, в первый отсек, и переходим во второй отсек лодки, на его верхнюю жилую палубу. В этом отсеке размещены в основном жилые каюты командира лодки и других офицеров, небольшая рубка гидроакустика, уютная офицерская кают-компания, которая при необходимости могла стать операционной в дальних походах.

Уровень комфорта кают офицеров, мичманов и даже командира лодки очень и очень скромен, крошечные помещения и минимум мебели (узкие кровати-топчаны и откидные столики), матросы же спят в рабочих отсеках на койках в три яруса по очереди на одном месте в три смены.

второй отсек

Ознакомившись с бытовыми условиями офицеров переходим в третий отсек, где по определению находится главный командный пункт управления лодкой. В этом отсеке несли регулярную вахту командир лодки, штурман, командиры боевых частей, вахтенные (согласно штатному расписанию) поста управления торпедной атакой и поста погружения (всплытия).

Входим в третий отсек, справа видим перископ, за ним виднеется заводская идентификационная табличка, пульт связи со всеми отсеками лодки, штурманская рубка с аналоговым «компьютером», гальюн (туалет) с системой клапанов для удаления продуктов жизнедеятельности личного состава, щит общей сигнализации и объемного пожаротушения, вертикальный трап к основному люку входа на подлодку, который ведёт наверх, в боевую рубку, где находится «командирский мостик».

третий отсек

Слева — россыпь красных и синих маховиков от вентилей подачи воздуха высокого давления в цистерны балласта станции поста погружения и всплытия, манипуляторы управления всеми горизонтальными (вертикальными) рулями кормовыми и носовыми, в конце отсека перед люком в четвертый отсек — гирокомпас.

В трюме третьего отсека были установлены морозильная установка и главный осушительный насос, а также находилась кладовая для продуктов при длительных автономных походах.

Перемещаемся на верхнюю палубу жилого четвертого отсека, где располагаются двухместные жилые каюты для мичманов, небольшая кают-компания мичманов, компактная рубка связи, пост спецсвязи, секретная часть, рубка радиометриста с приборами кругового обзора для реального отображения вокруг подводной лодки воздушной и надводной обстановки.

четвертый отсек

Также здесь, в четвертом отсеке, размещается крохотный камбуз (кухня) с электрической двух-конфорочный плитой с духовкой. В этом тесном помещении умудрялись готовить пищу и печь хлеб для всего личного состава в количестве 80 человек. Прилагается меню по дням недели, где можно ознакомиться как питались моряки-подводники.

В трюме четвёртого отсека располагались такие же аккумуляторные батареи, как и в трюме второго отсека, сейчас — часть экспозиций данного музея и небольшой конференц-зал. В некоторых каютах и боевых постах музейной подводной лодки установлены манекены в обмундировании.

Пятый отсек — дизельный, где штатно устанавливаются три 4-х тактные дизеля типа 2Д42 модульной конструкции, мощность каждого порядка 2000 лошадиных сил. В музейном варианте — средний дизель демонтирован, а два боковых показаны частично. Здесь же размещается экспозиция тематически посвященная трагической гибели личного состава атомной подводной лодки «Курск».

пятый отсек

Задача дизельных двигателей осуществлять непосредственное движение подводной лодки в режиме надводного положения со скоростью 17 узлов (31,5 км/час) и в подводном положении в режиме РДП (работа дизелей под водой) не глубже перископной глубины, в пределах 9 метров со скоростью не более15 узлов (27,8 км/час), а также подзарядку аккумуляторных батарей.

С целью упрощения управления и удобства работы мотористов все прилагаемые посты по контролю и управлению эксплуатацией дизелей были перенесены из высоко шумного, жаркого и загазованного отсека дизелей, за стоящую отдельно звукоизолированную выгородку.

Шестой отсек — электромоторный, где штатно устанавливались два бортовых боковых электродвигателя типа ПГ-101 мощностью порядка 1350 л.с., а по середине электродвигатель типа ПГ-102 мощностью порядка 2700 л.с. и электродвигатель типа ПГ-104 мощностью порядка 140 л.с. для экономного хода, который находится на одном и том же валу с ПГ-102.

Каждый электродвигатель посредством муфт передает заданное вращение на свой гребной винт, обеспечивая движение лодки, главным образом, в подводном положении.

шестой отсек

Организация работы электродвигателей производится с пульта управления, находящегося в этом же отсеке, как и электрокомпрессором со станцией пожаротушения типа ЛОХ (лодочно-объемно-химическая). Здесь же находится второй гальюн и при нем душевая.

Гребные электродвигатели дизельных подводных лодок обладают несомненным преимуществом перед турбозубчатый агрегатами атомных подводных лодок — они меньше создают шума при маневрировании лодки на глубине.

Седьмой отсек — классифицируется как торпедный кормовой, где штатно установлены грозные четыре торпедных аппарата, грузоподъемные устройства для перемещения торпед, пульт централизованного управления торпедной атакой.

В этом отсеке находится единственный на лодке аварийно-спасательный люк с небольшой комингс-площадкой для пристыковки различных глубоководных спасательных аппаратов, примостился запасный гирокомпас, установлена аварийная система по управлению рулями, как горизонтальными, так и вертикальными.

седьмой отсек

Здесь же размещена экспозиция глубоководных скафандров с поясняющими надписями и техническими характеристиками. Конструкция скафандров сложна и громоздка, с утяжелениями порядка 25 кг. Как трудна и опасна работа водолаза!

Этот отсек являлся и частично жилым, так как здесь спало и отдыхало большинство матросов подводной лодки на закрепленных в отсеке койках в три яруса, а также просматривая в свободное от службы время кинофильмы посредством кинопроектора.

После осмотра седьмого отсека возвращаемся назад, к первому отсеку, по пути еще раз имеется возможность дополнительно изучить (сфотографировать) некоторые механизмы и приборы подводной лодки более внимательно и скрупулезно.

Смотрим видео о посещении интересного музея подводной лодки Б-440 с хорошим музыкальным сопровождением:

Заключение

Осмотр помещений (отсеков) музея большой подводной дизель-электрической лодки Б-440 проекта 641 в городе Вытегра необходимо проделать каждому, чтобы немного понять в каких условиях работали и жили наши доблестные моряки-подводники не так уж и давно.

В стесненных условиях, где каждый сантиметр пространства отсеков лодки занят каким-то вентилем или прибором, приходилось личному составу при различных климатических условиях в дальних походах обслуживать механизмы лодки и выполнять поставленные боевые задачи.

Автономка 90 суток - это невероятно трудно и тяжело, не только психологически, но и физически. Нехватка воздуха, невыносимая духота в тропиках и холодные сквозняки в арктических широтах, однообразная пища - это только те проблемы, которые лежат на поверхности, а сколько скрытых?

Прошу принять активное участие, непосредственно здесь, в обсуждении наиболее насущных проблем нелегкой и опасной службы наших моряков-подводников, а также поделитесь своим мнением о настоящей заметке, спасибо!

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение